Урок 2. Как образуются понятия

Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.

Анализ – мысленное разделение объектов на составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

Так, ребёнок, «разбирающий» игрушку, проводит своеобразный анализ (ему интересно, как она устроена); ребёнок, собирающий игрушку из её частей, проводит своеобразный синтез.

«Всё познаётся в сравнении», – гласит народная мудрость.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.

Обобщение – мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс. Например, класс носителей информации, класс устройств ввода информации, класс растений и т.д.

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приемами формирования понятий.

Для выделения отдельных признаков требуется произвести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих классу однородных объектов.

1. Что необходимо провести для выделения отдельных признаков объекта?
2. Какой логический прием формирования понятий позволяет выделить существенные признаки объекта и отвлечься от несущественных?
3. Какое из понятий «последовательность» и «множество» аналогично понятию «класс»?
Приведите примеры классов.
4. Что является основными логическими приемами  формирования понятия?

Задание в рабочей тетради: №11, 13,18 стр.45

 

Компьютерный практикум №2