Урок 2. Как образуются понятия
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Анализ – мысленное разделение объектов на составные части, мысленное выделение в них признаков.
Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
Так,
ребёнок,
«разбирающий» игрушку, проводит своеобразный анализ (ему интересно, как
она устроена);
ребёнок, собирающий игрушку из её частей, проводит
своеобразный синтез.
«Всё познаётся в сравнении», – гласит народная мудрость.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение – мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс. Например, класс носителей информации, класс устройств ввода информации, класс растений и т.д.
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приемами формирования понятий.
Для выделения отдельных признаков требуется произвести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих классу однородных объектов.
Задание в рабочей тетради: №11, 13,18 стр.45