Цели биологического образования

В преподавании предмета биологии нормативным документом является государственный стандарт биологического образования, который учитывается мной при целеполагании педагогической деятельности одним из первых.  Он  определяет требования

- к ядру содержания общеобразовательного курса биологии и базовому уровню его предъявления учащимся,

- к объему учебной нагрузки  по классам,

- к уровню обязательной подготовки учащихся, сформулированному в виде требований к научным представлениям о мире, знаниям и умениям учеников по предмету биологии.     

 Как учитель, работающий в XXI веке, я учитываю, что школьная биология как важное звено в системе образования, в общекультурной подготовке учащихся  способствует решению задачи  формирования современного научного мировоззрения, необходимого для понимания явлений  и процессов, происходящих в природе, в жизнедеятельности собственного организма, в различных областях народного хозяйства, для продолжения образования. А именно:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; 

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности, развитии современных технологий; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание  позитивного ценностного отношения к здоровью человека; формирование биосферного мышления, необходимого для полноценного функционирования в обществе, для гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оказания первой помощи себе и окружающим;                   для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

            В организации своей педагогической деятельности учитываю особенности школы, в которой работаю. Школа № 19 – школа  с разноуровневым  и профильным обучением. Особенность ее - дифференцированное образовательное поле с классами разного статуса.   Моя педагогическая деятельность  осуществляется в профильных (физико-математических) и общеобразовательных классах. В школе   разработан  трехуровневый учебно-методический комплекс как средство целостного осмысления воспитательно-образовательного процесса в ней и управления качеством образования. 

Он включает  Образовательную программу школы:

-  миссию как идеологию образовательного процесса,

модель выпускника как стратегический ориентир деятельности школы,  веер моделей выпускника  (школы I, II и III ступеней),

-   Программу воспитательной деятельности,

-   мониторинг результатов качества образования?

-   учебный план на учебный год.

Образовательная программа  помогает

-   определить содержание образования и воспитания,

-  проектировать задачи педагогической деятельности на этапах школьного  образования именно в нашей школе наряду с целями и задачами образовательной области «Естествознание» и собственно предмета биологии.

Соотнесение государственного образовательного стандарта и политики школы

№ 19 помогли понять мою миссию (основополагающую цель) как учителя биологии:

- на основе освоения системы знаний о законах природы и ознакомления с методами ее познания научить видеть и применять их в жизни;

- побуждать учащихся к саморазвитию в соответствии с их личностным потенциалом при условии сохранения физического и психического здоровья учащихся;

- способствовать формированию научного мировоззрения и экологического мышления.

Она трансформируется в ряд целей построения учебно-воспитательного процесса на основе принципа диагностичности:

1.      в соответствии с уровнем учебных возможностей учеников сформировать знания об основах биологической  науки, представляющей научную картину мира, и ее методологии, научить применять  биологические знания на практике;

2.       развитие личности учащихся в области познавательной сферы (в первую очередь, памяти и мышления), общеучебных и специальных умений и навыков: умений добывать, воспринимать и перерабатывать научную информацию, коммуникативных умений в процессе обучения на уровне субъект-субъектных отношений и исследовательских умений (путем интеграции урочной и внеурочной деятельности по предмету в работе с «одаренными детьми»);

3.      использование возможностей предмета для формирования самостоятельности, убежденности в познаваемости мира, культа знаний, уважения к творцам науки, экологического мышления.