Научно-методическая деятельность
Предпосылками возникновения моего педагогического опыта стали
- стратегия современного образования в нашей стране, в том числе естественно – научного,
- концепция модернизации российского образования года и основные направления модернизации образования Владимирской области.
- а так же проводимая в МОУ СОШ № 19 опытно-экспериментальная работа:
- по освоению технологии проектирования образовательных систем академика РАО Монахова В.И. и технологии модульного (блочного, составного) урока Народного учителя РФ Латышева Ю.И. (1995 - 2000 г.г.),
- по созданию и внедрению учебно-методического комплекса школы как средства управления качеством образования (2001 – 2005 г.г.),
- С 2006-2007 учебного года в нашей школе принята новая Программа развития «Достижение нового качества образования через усиление педагогической деятельности по гражданско-правовому образованию и воспитанию и развитие школьной информационной образовательной среды на основе использования модели «МатросСофтШкола» («МС Школа»). Электронная образовательная среда «Матрос-Софт Школа» - это программный комплекс, разработанный компанией «МС-Школа», во главе с Дмитрием Шаевичем Матросом, доктором педагогических наук, проректором Челябинского Государственного педагогического университета.
С момента прихода в МОУ СОШ № 19 в качестве учителя химии и биологии,
я изучила и освоила технологию проектирования учебно-воспитательного процесса в форме технологической карты дидактического модуля. Данная форма обеспечила своеобразный подход к тематическому планированию меня как учителя: ввела в него систему знаков, с помощью которой возможно зрительно показывать особенности учебного процесса при изучении дидактического модуля (дидактической темы): в частности введение программ развития познавательной сферы учащихся, что автор технологии Монахов В.М. считает обязательным в современном уроке. Освоила технологию модульного урока научного руководителя ОЭР школы Народного учителя РФ Латышева Ю.И. , которая, интегрируя идеи Монахова В.М. и идеи самого Юрия Ивановича, направляла педагогические усилия на здоровьесбережение и развитие учащихся, в том числе в качестве субъекта образовательного процесса.
На основе этой технологии, мною составлено тематическое поурочное планирование по каждому классу в форме ТКДМ (технологической карты дидактического модуля) в технологии модульного составного блочного урока Латышева Ю.И.
Урок (дидактический модуль) состоит из 3-х модулей по 30 минут.
Технологическая карта – паспорт учебного процесса, позволяющий видеть его основные компоненты. ТКДМ позволяет спроектировать:
Ø Изучение программных тем по времени, смену видов деятельности внутри отдельных уроков темы;
Ø Выбор основных методов и приемов с учетом вариативности обучения и введения развивающих программ;
Ø Дидактическое и техническое оснащение уроков.
С 2006 года я являюсь учителем – экспериментатором и работаю над темой «Проект УМК учителя биологии с использованием информационно-образовательной среды компании МС-Школа»
Новая тема развития школы через создание и развитие электронной образовательной среды по модели доктора педагогических наук, профессора Челябинского государственного педагогического университета, доцента кафедры информатики Матроса Д.Ш. потребовала иных подходов к современной проблеме информатизации учебного процесса.
Прежде всего, мною пройдена базовая подготовка в сфере ИКТ.
Изучены с помощью школьного психолога возможности образовательной и личностной сферы учащихся экспериментальных классов по программе модели «МС Школа». Я как учитель имею новый диагностический материал, с помощью которого могу в динамике отслеживать с помощью электронной программы развитие и формирование предметных и надпредметных (ОУУН) знаний, умений и навыков, достижение учащимися уровня базовой компетентности, сохранение физического и психического здоровья на уроках. Каждый год диагностика повторяется (по плану школы она занимает февраль – март учебного года). На основе полученных результатов я имею возможность прогнозировать успешность обучения ученика, что позволяет оптимальным образом выстроить образовательную стратегию для конкретного учащегося, группы учащихся и класса в целом.
Мною освоен электронный ресурс компании МС-Школа «Модель образовательной программы школы» - позволяющий формировать образовательную программу образовательного учреждения в полном соответствии с требованиями федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта; конструировать учебно-тематическое планирование по каждому учебному предмету в соответствии с реализуемой образовательной программой: ее содержанием и обеспечением.
В процесс обучения внедрена электронная модель школьного учебника МС Школа, которая обеспечивает каждому ученику возможность достичь того уровня знаний, который соответствует его способностям и потребностям, развивает самостоятельность ученика, повышает заинтересованность в оценке; учитель успешнее решает проблему индивидуального подхода и дифференциации обучения;
В 2008 – 2009 году начала осваивать технологию Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) где в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). Вся учебная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками.
(научный руководитель экспериментальной площадки В.Н. Фуфыкин)В 2009 – 2010 учебном году начала работать над методической темой: «Потенциал предмета биологии для формирования ключевых компетенций учащихся: технология разработки и применения компетентностно-ориентированных заданий на уроке».
В 1011 - 1012 учебном году начала работать над темой "Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования личностных УУД учащихся во внеурочной деятельности учащихся". Актуальность темы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении, Возникновения необходимости формирования исследовательского поведения учащихся.