Home Родителям Советы психолога Выпуск 6. Десять заповедей успешного воспитания
Выпуск 6. Десять заповедей успешного воспитания PDF Печать E-mail

Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг перед вами. Но как этого добиться?

Ребенок, и только он, должен быть для родителей на первом месте. Родительская любовь, как ничто другое, способствует возникновению и укреплению у ребенка чувства собственного достоинства и самоуважения. Но никакое чувство не должно быть чрезмерным, иначе оно превращается в свою противоположность.

Родительская любовь – одно из самых красивых и чистых человеческих чувств. Она воспитывает у ребенка чувство благодарности, умение понимать людей и готовность прийти им на помощь.

Воспитание детей является делом величайшей важности. Мама и папа должны лучше всех знать своего ребенка.

Однако в жизни порой бывает совсем не так.  К сожалению, еще нередки ситуации, когда родители с горечью приходят к выводу о том, что они не очень-то хорошо понимают своих детей, поведение которых порой бывает для них неожиданным, и не могут объяснить некоторые действия сына или дочери.

Для того чтобы родители не совершали подобных ошибок, не отдалялись от своего ребенка,  предлагаю   ознакомиться с рекомендациями по выработке позитивных детско-родительских отношений, разработанными  на основе  гуманистической модели семейного воспитания Карла Роджерса:

1. Родительская любовь имеет разные уровни – это любовь-забота о телесном благополучии ребёнка и любовь-забота по отношению к его внутреннему Я, к его способности принимать индивидуальные решения.

2. Родители должны стремиться оказывать влияние на ценности и убеждения детей, оставляя за ними свободу выбора конкретных действий.

3. Стиль общения в семье должен быть основан на открытости, свободе, взаимном уважении.

4. Нужно научить ребёнка самостоятельно справляться с проблемами, постепенно передавая ему ответственность за поиск и принятие решения.

5. Родители должны научиться принимать помощь детей.

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трём главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей ребенка, на умении  увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе  добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменить стиль общения, способы воздействия на ребенка по мере его взросления  и в связи с различными преобразованиями условий жизни семьи. Закостенелая, инфантилизирующая позиция ведёт к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в её ориентации на «зону ближайшего развития» ребёнка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребёнку с учётом перспектив его развития.

Естественен  вопрос родителей: «Как добиться подобных идеальных отношений с ребёнком?» Ответ на этот и многие другие вопросы просто и доступно даёт  в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер. Книга служит своего рода практическим пособием и надёжным помощником родителям в формировании позитивных отношений с детьми.

Десять  заповедей  успешного  воспитания

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:

– Что случилось бы, если бы я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

Дети учатся жить у жизни

            - Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

            - Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

            - Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

            - Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

            - Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

            - Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;

            - Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

            - Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

            - Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;

            - Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

            - Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в мире.

 

Размер шрифта

Доступная среда

Статистика

Пользователи : 2
Статьи : 415
Ссылки : 6
Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту /includes/js/button-visually-impaired-javascript-master/dist/