Home Родителям Советы психолога Выпуск 7. Факторы риска употребления спиртных напитков
Выпуск 7. Факторы риска употребления спиртных напитков PDF Печать E-mail

Вряд ли найдется родитель, который захочет, чтобы его ребенок употреблял эти вещества и был зависим от них. Но как уберечь сына или дочь от такой зависимости? Универсального рецепта, к сожалению, не существует.

Алкоголизм  – это заболевание, развивающееся по своим законам. И чтобы у вашего ребенка риск появления зависимостей был минимальным, эти законы надо знать.

Множество факторов и причин  раннего злоупотребления алкоголем  можно, с определенной долей схематичности, разделить  на три основные группы: генетические, социальные, психологические

 Генетические факторы

Самые первые факторы риска развития алкоголизма – и  единственные, с которыми ничего нельзя поделать в плане профилактики – это генетические.

Еще Плутарх, как о давно известном, сказал, что пьяницы рождают пьяниц. Тысячелетия не заставили в этом усомниться. Опыт человечества свидетельствует о том, что генетическая предрасположенность к алкоголизму может существовать

Выделяют два основных  гена, влияющих на формирование зависимого поведения.

Первый – это генетически предопределенный высокий уровень гормона дофамина, который толкает человека на постоянный поиск новых ощущений, неудовлетворенности покоем, поиск рискованных ситуаций.

Второй – это низкий уровень гормона серотонина, из-за чего депрессия в стрессовых ситуациях становится очень глубокой.

Алкоголизм и наркомания по наследству не передаются, передается лишь предрасположенность к ним.Реализуется предрасположение в заболевание или нет – в значительной степени зависит от условий той среды, в которой живет  человек

Социальные  факторы

 1) Экономическое/социальное неблагополучие.

Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют мало престижный род занятий или являются безработными, имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

С другой стороны, примерно также высок шанс алкоголизации у детей из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях между бизнесменами и их супругами и детьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может не отразиться на психологическом благополучии подростка.

 2) Неблагоприятное окружение и общественная необустроенность.

Районы, отличающиеся высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей. Скверное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи.

3) Доступность алкоголя.

Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя.

Несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя детям до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности.

4) Общение с пьющими  сверстниками.

Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно, будет злоупотреблять алкоголем.Эта самая частая причина ранней алкоголизации детей и подростков. Особенно она характерна для мальчиков, которые начинают пить спиртные напитки под воздействием механизма подражания. Подростки, которые первыми приобретают “взрослые” манеры, вызывают восхищение, а тех, кто не пьет, считают “малышами”. Однако выбор соответствующего окружения определяется  семейным влиянием и заложенными духовно-нравственными ценностями.

5) Телевидение, реклама и другие средства массовой информации.

Алкогольные и табачные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация, например, "Полная свобода...", "Всегда первый...", "Свежий взгляд на вещи..." и т. п. прочно связывает в сознании подростка табак и алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не наркотик!

6) Особенности семейного воспитания

а) Семья – школа труда и жизни. Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростка к будущей жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семейное воспитание глубоко индивидуально и безгранично по содержанию. Оно затрагивает самые сокровенные  стороны жизни детей.  Семья воспитывает ребенка   той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней, тем незаменимым богатством и теплотой, какие могут быть между очень близкими людьми.

Теория семейных систем признает, что употребление ПАВ подростком – это не только его личная проблема, но и проблема семьи. 

Воспитатели детских садов давно заметили, что дошколята с упоением играют в домашние застолья и со знанием дела произносят тост: «Ну, поехали!», чокаются, опять наливают и очень похоже изображают пьяных. Над этим можно бы и посмеяться, если бы не некоторые страшные последствия.

Известно, что у каждого здорового ребенка вкус и запах водки вызывает отвращение. Тем не менее, большинство детей до шестнадцати лет успевают попробовать спиртное. Кто же дал им первые уроки? Результаты опросов показывают: семь из каждых десяти ребят впервые попробовали спиртное по предложению собственных родителей или других родственников.

И сколько бы родители потом не жаловались, ни кивали на плохих дружков и «улицу», факт остается фактом: сделать первый шаг к пьянству помогли самые близкие люди. Дети хотят быть похожими на взрослых, стремятся подражать им во всем. И если выходные и праздничные дни, когда вся семья собирается вместе, превращается в застолье с обязательной выпивкой, то дети привыкают думать, что именно в этом состоит смысл и радость «взрослой» жизни.

         Родители с рождения ребенка начинают показывать примеры «как пить», «как курить».

Изначально в сознании детей закрепляются положительные эмоции (праздник, встреча, прием гостей и др.) и употребление алкоголя. Это первые уроки - «сухая» алкоголизация.

Ребенок не должен расти убежденным, что водка – атрибут зрелости, необходимый реквизит дружеских и семейных встреч, что без нее нет веселья и радости.

Что делать?

Выдающийся педагог А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете… вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Учите собственным примером: взрослые, прежде всего, обязаны сами подавать хороший пример, а потом уже убеждать. Покажите, как можно проводить праздники и выходные без алкоголя, чтобы он не стал желанным атрибутом взрослой жизни, который обязательно необходимо попробовать.

И всегда будьте готовы прийти ребенку на помощь.

б) Еще одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать негативные взаимоотношения в семье ребенка,  неумелость и непоследовательность в воспитании.

Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:

-  нехватка семейного общения, невовлеченность  членов семьи  в жизнь и дела друг друга (все рядом, но не вместе),

-отсутствие у родителей между собой содружества и четкой позиции по отношению к детям, единых  требований к воспитанию ребенка

- избегание родителями эмоционально-близких отношений с подростком: «Я сделаю как ты хочешь, только отстань…» или «что ещё тебе нужно? У тебя всё есть…»

- неполный контроль, когда родители не знают, где находятся их дети,

-  поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д

-  чрезмерная опека со стороны родителей,

- стойкий или затяжной конфликт между родителями и остальными членами семьи, использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами,

- несоответствие между словами и действиями, между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся»,

- неспособность родителей понимать и сочувствовать потребностям своего ребенка, нереальные родительские ожидания по отношению к нему,

- насилие, жесткое отношение к детям,

- взрослые  члены семьи  употребляют алкоголь. В семьях, где родители много пьют, имеется большая вероятность,  что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте.

Семья выступает  и как основной источник факторов риска, так и факторов защиты.

Семейные условия, связанные с формированием успешного, «хорошего» поведения:

- уметь разделять самого ребенка и его проступки: «Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал(а)»;

- уметь активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;

- не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется, и заниматься вместе, помогать, когда он просит;

- стремится разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;

- постоянно поддерживать успехи ребенка, в повседневном общении использовать любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: «Мне хорошо с тобой… Я рад (а) тебя видеть… Я по тебе соскучился (лась)…Мне нравится как ты…Ты мой хороший(ая)…Ты, конечно, справишься…».

- стремится выражать свои тёплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.

Психологические факторы

Личностные особенности

 К факторам риска можно отнести некоторые индивидуальные характеристики, которые повышают вероятность употребления алкоголя, злоупотребления им и развития зависимости. Это повышенная импульсивность, стремление к поиску новизны, синдром детской гиперактивности, нарушение поведения в детстве.

Низкая самооценка, недостаточное развитие механизмов совладания со стрессами, недостаточное развитие навыков общения, неумение брать ответственность за свою жизнь.

Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе.

Начиная с четвертого, пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками и вероятность правонарушений.

У большинства из этих подростков крайне беден круг интересов, отсутствует направленность на учебу, работу. Для них характерен пассивный уход от жизненных трудностей, избегание ситуаций, требующих волевых усилий, тяга к бездумному времяпрепровождению и развлечениям. Они не задумываются о будущем, не строят жизненных планов, живут сегодняшним днем.

Протест и риск в подростковом возрасте.

Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов.
 

Размер шрифта

Доступная среда

Статистика

Пользователи : 2
Статьи : 432
Ссылки : 6
Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту /includes/js/button-visually-impaired-javascript-master/dist/